История «Усадьбы Храброво»
Первые документальные свидетельства о существовании села Храброво датируются первой половиной XVII века. В то время землями владели братья Иван и Никита Крюковы. Упоминания о Покровской церкви обнаружены в документах от 1627 года.
В 1666 году село вместе с крестьянами переходит в равных долях дочерям одного из братьев – Никиты Ивановича. Объединение земель происходит в 1762 году, когда Храброво становится владением братьев Николая и Ивана Оболенских.
В конце XVIII века архитектурный ансамбль усадьбы представляет собой большую территорию с прудами, парком и небольшим одноэтажным господским домом, выполненным в дереве. Также в то время уже были плодовый и регулярный сад, деревянная церковь.
Следующей хозяйкой здесь становится княгиня Александра Оболенская – к ней село переходит в 1782 году. Её муж Алексей Николаевич организовал постройку новой трапезной и колокольни, перестроил господский дом в камне, добавив сводчатый подвал и деревянный мезонин. В это время в сад привозят уникальные тополя в форме бутылок – часть из них сохранилась до сих пор.
Больше других отличился Николай Оболенский – он правил усадьбой в XIX веке, увлекался мистикой, чем часто пугал местных крестьян. Поговаривают, что однажды ему пришло осознание того, что где-то на территории или в усадебном доме есть портал в параллельный мир. Искал его он долго, но тщетно. А за время поисков заслужил дурную славу у жителей соседних деревень.
Затем владельцем имения становится Михаил Оболенский. После его смерти усадьбу наследует его дочь Екатерина Алексеевна Воронецкая – коллежская ассесорша. С конца XIX века имением владеют князья Лазаревы, во время революции 1917 года она ненадолго становится собственностью И. С. Крюкова, а потом в ходе национализации отходит государству.
Усадьба ХрабровоУсадьба Храброво в течение ста лет принадлежала князьям Оболенским и связана с именем декабриста Е.П. Оболенского, часто бывавшего здесь. Он являлся активным членом Северного общества и был другом К.Ф. Рылеева. Облик усадьбы окончательно сформировался в последней трети XVIII в.. В 1770-х гг. в усадьбе находились деревянный дом "изрядной" архитектуры с деревянной церковью, два сада - плодовый и регулярный. С конца XIX в. до Октябрьской революции имением владели Лазаревы.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Впервые, деревянная церковь в селе Храброво упоминается в документах в 1627 году, спустя пять лет в книгах уже говорится о храме Покрова Пресвятой Богородицы. Храм сооружён из кирпича в 1790-х гг., разработка фасадов здания выполнена в строгих формах зрелого классицизма. Композиция церкви была симметричной и восходила к центрическим усадебным храмам середины и второй половины 18 в. Вначале 19 века хозяин усадьбы А.Н.Оболенский возвёл новую колокольню и трапезную. Второй ярус колокольни, иконостас и внутреннее убранство церкви утрачены.
Дом культуры
В дореволюционной России общедоступное культурно-просветительское учреждение клубного типа, созданное в целях общего образования взрослых, организации их досуга, внешкольного воспитания детей. Цель данного дома— развивать внешкольное образование, бороться с неграмотностью, вести лекционную работу. Также народные дома должны были содействовать всестороннему развитию местного населения в умственном, нравственном, эстетическом и физическом отношении, удовлетворять культурные потребности этого населения и воспитывать в нём дух общественности. Кроме того, в 1905–1917 годах строительство народных домов получило официальную поддержку муниципальных и городских властей — в надежде связать революционную активность населения, занять делом рабочую молодёжь.
Хлебный амбар
Это здание, предназначенное для хранения зерна и муки. Культурная ценность проявляется в значении хлеба как основного продукта питания и символа жизни. Архитектурные особенности хлебного амбара включают в себя массивные стены для защиты от вредителей и атмосферных условий, а также вентиляционные системы для поддержания оптимальных условий хранения. Многие старинные хлебные амбары сохраняются и восстанавливаются как исторические памятники, что позволяет изучать аграрное прошлое и традиции.
Скотный двор
Это сооружение появилось с началом одомашнивания животных. В эпоху Ренессанса и Нового времени стали появляться новые технологии и методы ведения животноводства, скотные дворы начали строить с учетом новых знаний о зоогигиене и кормлении животных, в это время началось использование более прочных строительных материалов. С началом промышленной революции в 18-19 веках произошли значительные изменения в животноводстве, скотные дворы стали более специализированными, появились новые конструкции, такие как механизированные системы кормления и поения. Сегодня скотные дворы могут принимать различные формы — от традиционных фермерских хлевов до современных комплексов с автоматизированными системами. Они проектируются с учетом современных стандартов зоогигиены, комфорта животных и экологической безопасности. Многие старинные скотные дворы сохраняются как исторические памятники, отражающие аграрное наследие региона.
Липовая аллея
Усадьба стала важным центром культурной и общественной жизни в XVI-XVII веках, где собирались представители российской аристократии. Липовая аллея в усадьбе, служила местом для прогулок и отдыха. Липы — это деревья, которые часто используются в парковых композициях благодаря своей тенистости и ароматным цветам. Аллеи создавали атмосферу уединения и спокойствия, что было особенно важно для аристократов, стремившихся к гармонии с природой. Сегодня липовая аллея в усадьбе князей Оболенских является объектом охраны, как памятник садово-паркового искусства. Сохранение такой аллеи важно не только для истории, но и для экологии, поскольку старые деревья играют важную роль в поддержании биоразнообразия.
Братская могила павших воинов в Великой отечественной войне
Братская могила, является важным памятником, который увековечивает память о тех, кто отдал свои жизни за свободу и независимость страны. Под данной стелой захоронены солдаты, которые погибли в боях, а также мирные жители, пострадавшие от войны. Этот монумент памяти и почитания, где местные жители и гости могут отдать дань уважения героям.
Флигель
Это вспомогательное здание, часто расположенное рядом с основным домом. Непременный атрибут классических русских усадеб XVIII-XIX веков, выполненных в стилях барокко и классицизм. С точки зрения культурной ценности, флигель может представлять интерес благодаря своим архитектурным особенностям, которые могут отражать стиль и эпоху постройки. Он может служить примером традиционного жилого пространства для обслуживающего персонала или членов семьи. В некоторых случаях флигели сохраняют уникальные элементы интерьера, такие как печи, деревянные лестницы или отделка, что делает их важными для изучения быта и культуры определенного времени.
Каретный сарай
Это не только крытое строение для хранения экипажей, карет и повозок, но и важный элемент усадебной архитектуры. Он может быть выполнен в стиле, соответствующем главной усадьбе, и часто украшен декоративными элементами. Чаще всего это была кирпичное хозяйственное здание, которое после реконструкции использовалось как конюшня или гараж. Культурная ценность заключается в его способности рассказывать о быте и традициях аристократии, а также о развитии транспортных средств в определённый период. Такие здания могут служить примером мастерства строителей и архитекторов своего времени.
Главная усадьба
Это центральное здание, которое часто является символом семьи или рода. Его архитектурные особенности, такие как фасады, интерьеры, парковые ансамбли вокруг, могут отражать различные стили (классицизм, барокко и т.д.). Культурная ценность главной усадьбы заключается в её исторической значимости как места, где проходила жизнь многих поколений, а также в её роли в формировании культурного ландшафта региона. Усадьба может содержать уникальные предметы искусства и антиквариата, что также повышает её культурную ценность.
Оранжерея
Оранжерея представляет собой особое здание, предназначенное для выращивания экзотических растений. Архитектурно она может быть интересна благодаря использованию стекла и металла, что было новаторским в своё время. Культурная ценность оранжереи заключается в её роли в садоводстве и ботанике, а также в том, что она может служить местом для научных исследований и образовательных программ. Оранжереи часто становятся частью ландшафтного дизайна усадеб.
Рига с овином
Рига - традиционное здание для хранения сена и кормов для скота, а овин — место для содержания овец. Эти постройки являются важными элементами аграрной культуры и могут представлять интерес с точки зрения народной архитектуры. Их культурная ценность заключается в отражении сельского быта и традиций, а также в использовании местных материалов и строительных технологий.
Баня
Баня — это не просто место для мытья, но и важный социальный и культурный элемент русской жизни. Традиционная баня часто строилась из дерева и имела уникальные архитектурные особенности. Культурная ценность бани проявляется в её роли в народной культуре, ритуалах и обычаях, связанных с очищением и отдыхом. Баня может служить символом домашнего уюта и традиционных семейных ценностей.
С конца XIX века до 1917 года Усадьбой владела династия меценатов, Лазаревы. Фамилия этой династии имела три формы написания: Лазаревы по-русски, Лазарян (Егиазарян) по-армянски, Лазарефф и фон Лазарефф. Так на немецкий лад с прибавлением «фон» писалась фамилия Ивана Лазаревича Лазарева после получения им титула барона, а затем графа от Иосифа II, императора Священной Римской империи германской нации.